voditeli_m (voditeli_m) wrote,
voditeli_m
voditeli_m

Меценатство и инквизиция

Оригинал взят у helenrokken в Цивилизация против Культуры.

Центр-Музей им. Н.К. Рериха в Москве
Центр-Музей им. Н.К. Рериха в Москве

Огонь у порога, и беда за ним стелется по пятам. Тенью магнитно тянется за хранителями огней жизни, и чем выше герой, тем длиннее за ним вырастает холодная и безжалостная тень. И знаем, что это космический закон, а всё же не по себе становится, когда чувствуем, как подбирается к горлу жесткая рука и пытается стиснуть его, чтобы не дышалось так легко и огненно.

Цивилизация всегда пыталась не признать своего родства с Культурой, опередить ее, подчинить, а то и упразднить вовсе. Дочь отрицала Мать, часть поглощала целое, следствие пыталось уничтожить собственную причину, легкие вызывали на суд кислород...
Увещевать бессмысленно, а не помочь — губительно. Снова и снова распятие Христа благодарным человечеством. Снова спасать, не нарушая волю и неприкосновенность утопающего. Снова «стой-там-иди-сюда». И не умиляет уже жестокость дитяти, ибо разрушает дитятко самое основание жизни, не изучив еще в школе механизм цепной реакции. Что делает знающий?

Что делает видящий цепь событий дальше самоутверждающейся очевидности? Останавливает руку, творящую беззаконие. А если в этой руке пулемет? А если свод государственных законов и полномочий? А если в ней ложь, подкрепленная дурной силой, уверенная в своей в правоте и безнаказанности?


Ощущение беспомощности и бесполезности усилий хотя бы раз испытывает даже самый стойкий воин Света. Но это не останавливает его меч в битве за Культуру. Умение выбрать оружие, пригодное для каждого нового боя, есть опыт и мужество любого, кто встал на защиту жизни. Это может быть слово поэта или кисть художника, может быть скальпель хирурга или скрипка музыканта. Это может быть проницательность юриста или благотворительность банкира, может быть полет мысли исследователя Космоса или милосердие помогающего немощным.

Миллионы форм способны стать проводниками спасительного космического Огня на Землю в подвиге героя. И миллионы форм противостояния этому Огню бьют копытом в стойле озлобленных и алчных сознаний антигероев. А между этими полюсами колышется серое и умиротворенное желе обывателя, сектор обзора которого не выходит за границы его уютного меблированного мирка. Он не мешает Свету обогревать его, но и не сопротивляется проходящему через него току гасителей этого Света. Он заключил сделку с обоими полюсами, оплачивая электричество и налоги.

Он не против битвы за него самого, лишь бы у него хорошо работал телевизор, транслирующий эту битву. Ему достаточно машины для передвижения между объектами его жизни, и он не нуждается в космических кораблях и объектах мировой Культуры, а потому он негодует, когда информация о защите этих чуждых для него объектов смущает его пищеварение и нарушает график его отлаженной капиталистической игры.

И он опускает большой палец вниз, генетически радуясь своей власти над наивным гладиатором, защищающим какие-то эфемерные ценности. Он решает его судьбу, действительно, пока еще не ведая, что решает свою собственную судьбу. Это он узнает потом.

«Вижу, идет другой неразумец – этот еще несовершеннее. Он порицает: «К чему торжественное вещание?» Скажем: «Торжественность предупреждения пропорциональна унизительности писка твоего при опасности. Двуногий! Сколько раз ты терял лицо свое при первой трудности! Мы видели тебя чернее угля, и отрицания твои наполнили тебя зловонием. Плохо тебе живется, сжег ты ступени и просишь ты милостыню у бездны». Живая Этика,
«Община».

А пока иллюзия вседозволенности дает ему нужную картинку жизни. И он грозит пальчиком борцам за Культуру и против несправедливости: «Ай-яй-яй! Нехорошо конфликтовать! Разве нет мирных и разумных путей разрешения конфликтов? Да и есть ли вообще конфликт?»

Он подсчитывает свои благодеяния, особо подчеркивая бесплатные. Он ценит каждую табуретку, сделанную своими руками, каждую написанную статью, изданную методичку, испеченный пирог. Но легко не замечает планетарные созидания, не упуская, впрочем, случая пожурить строителей за нерадивые решения. Он раздражается от звучащей в пространстве информации о попытках этих строителей противостоять разрушению созданных неимоверными усилиями храмов Культуры, Науки и Искусства. Он беглым взглядом оценивает ситуацию и выносит свое самое объективное суждение.

Так, например, он снисходительно наблюдал создание Музея Рерихов в Москве, который был рожден в самое мутное время политического хаоса, в самом волшебном месте, в невероятном объеме и на немыслимом даже сейчас уровне качества и действенности. Подвиг удержания этого действующего в земных условиях духовного и культурного Магнита вопреки всем уничтожающим волнам зла и разрушения, подвиг обретения неземных сокровищ в виде картин Мастера, которые чудом оказывались в Музее, подвиг последовательного проведения в жизнь Плана Руководителей Эволюции сквозь торжествующую бездуховность и алчность капитализированного мира — всё это видится им как простые человеческие действия, в которых он тщательно разглядывает все погрешности и детали, не совпадающие с его представлением о том, как нужно делать дела планетарного значения.

И найдя эти несовпадения во многом количестве (почему бы это?), он торжествует разоблачение и уличение, великодушно соглашаясь с общепринятыми положительными оценками некоторых сторон этого явления. Тех сторон, которые не задевают его цивилизованное самолюбие. Тех сторон, которым он может позволить существовать в пространстве мира нужного ему калибра. Смелость же сопоставления своего масштаба деятельности с масштабом этого подвига не входит в число его добродетелей. Хватит ли у него смелости отказаться от протянутой с этого корабля спасительной Руки, когда он, наконец, увидит, какая стихия, в действительности, бушует вокруг него?

«Люди, дайте Незримым Пособникам протянуть руку помощи. Сколько светлых крыльев поникло от человеческого недоверия!» Живая Этика, «Надземное».

Космическое право на существование цивилизации дает уровень ее Культуры, потому что цивилизация есть ни что иное, как временная форма проявления на Земле энергии Духа или Культуры. Как только разобщение с Культурой переходит за критическую черту, цивилизация погибает. Мы знаем этому немало зарекордированных историей примеров. Все формы в этом мире существуют только до тех пор, пока являются проводниками высших космических энергий. Исключений из этого правила нет. Пришло время понять, что все наши усилия по спасению жизненно важных явлений будут бесплодны, и есть бесплодны, без сохранности космической основы жизни — Огня Духа, проявленного в цивилизации именно Культурой. Не уберегая фундамент, можем ли спасти дом и всё, что находится в нем?

А вот другой пример. Возможно, читающий улыбнулся, прочитав о чудом стекающихся в Музей Рериха драгоценных картинах Мастера Священных Гор. «Знаем мы это чудо!», — скажет один, и мы не станем слушать продолжение его тирады, прочитав ее суть в его ухмылке. «Подумаешь, чудо! Просто деньги!», — равнодушно бросит другой, и мы кивнем, не отрицая земных реалий. «Разве такое возможно?», — воскликнет другой, и мы поднимем на него глаза, в которых есть ответы.

И любому из них мы можем задать один единственный вопрос: можете ли вы быстро, навскидку, назвать трех людей, которые рядом с вами и на вашей памяти безвозмездно тратили деньги на Культуру? Любые деньги, пусть даже одну тысячу рублей, но безвозмездно. Не пожертвование на бездомных животных или на операции больным людям, не на строительство храмов или тушение пожаров, а на Культуру в любом ее проявлении. Одну тысячу. Безвозмездно. Как вы думаете, что мы услышим в ответ? Тишину. Если, конечно, собеседник будет честен. А если мы станем поднимать планку суммы пожертвований? Ни каком уровне вдруг появятся имена меценатов? Десять тысяч? Сто тысяч? Миллион?

Да, до какого-то времени мы могли просто не знать, есть ли у нас в стране меценаты, помогающие выжить отечественной культуре, но сейчас мы знаем практически все, что происходит в нашей стране. А если не знаем, то смело предполагаем, чаще всего оказываясь близки к правде. И если мы попробуем поискать настоящих меценатов, поддерживающих культуру, искусство или науку, мы найдем в лучшем случае конкретные акции, но не постоянный процесс. Конечно, всего мы знать все-таки не можем, но почти со стопроцентной вероятностью можно быть уверенными, что у нас есть всего лишь один прецедент истинного бескорыстного и мудрого меценатства. Это председатель Мастер-банка Б.И. Булочник, на протяжении 20 лет финансирующий из своих личных средств деятельность Центра-Музея им. Н.К. Рерихов в Москве.

20 лет! Огромные суммы он жертвует на реставрацию усадьбы Лопухиных, в которой располагается Музей, на содержание Музея, на передвижные выставки картин, на издательскую деятельность, на финансирование творческой помощи одаренным детям и на приобретение картин Н.К. Рериха на аукционах мира. Долгие годы мы практически ничего не знали ни об этом человеке, ни о его беспрецедентной деятельности, потому что он никогда никому постороннему не рассказывал о себе. Возможно, мы и сейчас оставались бы в блаженном неведении, но цепкая рука цивилизации подобралась наконец-таки прямо к его горлу. И поэтому мы говорим о нем сегодня, хотя говорить, видимо, нужно было раньше, чтобы нам с вами успеть поверить и проверить эту невероятную историю.

Она настолько невероятна, что кухонное автоматическое мнение об обязательной корысти, скрытой где-то внутри этого меценатства (а как же может быть иначе?), одерживает верх не только на кухнях, но и в более высоких инстанциях. Например, в Центробанке РФ. И, видимо, еще много где, потому что изнаночная рука правосудия уже выламывает дверь этого нестандартного и, видимо, непослушного Мастер-банка, удивительно быстро и грубо решая его судьбу...

[Оригинал статьи]


...Подробно о деятельности этого мецената можно, а может быть даже и нужно прочитать по ссылкам, которые я приведу в конце своего эссе. Призвать к защите неких эфемерных ценностей человека, который не чувствует эти ценности интегрированными в свою жизнь и в свою совесть, практически невозможно. Поэтому я пишу скорей в пространство, в ноосферу, пишу потому, что несправедливость происходящей травли этого человека равна той катастрофе, которую может навлечь эта травля на всех, кто дышит не только финансовым воздухом, но и воздухом Культуры.

Много лет мы стыдливо или раздраженно стараемся отмахнуться от процесса, вызывающего у нас рефлекторное желание убежать или закрыть дверь. Я говорю о защите наследия наших великих соотечественников, мощных мыслителей, героев истории и искусства, носителей истинной космической энергии семьи Рерихов. Сейчас процесс этого пахтания давно вошел в стадию отделения масла от сыворотки, и те, кто определился в своем отношении к этому процессу, занял свое место в битве или вне ее. Поэтому сегодня нет никакой необходимости кого-либо в чем-либо убеждать или агитировать. Но история с попытками дискредитировать деятельность мецената Б.И. Булочника имеет масштаб даже больший, чем дело защиты наследия Рерихов. Это прецедент как меценатства с одной стороны, так и инквизиции с другой.

Я не боюсь говорить это слово, потому что налицо один их характерных признаков средневекового маразма: великая и неприкрытая ложь! Это меня беспокоит значительно больше, чем неверие моих соотечественников в роль Рерихов в истории отечественной и мировой культуры. Мы можем не испытывать особого энтузиазма по поводу тех или иных культурных процессов, но разбираться в ситуации, проанализировав ее не эмоционально, а фактически, мы должны уметь вне зависимости от совпадения или несовпадения ее с нашими личными интересами. Масштаб некоторых исторических и культурных процессов требует от нас умения заметить и оценить его, абстрагируясь от своих пристрастий.

Если мы не замечаем, что происходит в трюме и на капитанском мостике корабля, на котором мы следуем к месту нашего назначения, это еще не означает, что там происходит нечто, не заслуживающее нашего доверия и благодарности. Если мы не верим, что великие произведения искусства есть кристаллы высшей энергии, поддерживающие культурное поле нашей цивилизации и дающие нам возможность пользоваться космической энергией в адаптированном этими кристаллами виде, это не значит, что такого процесса не существует. И тем более, это не означает, что мы можем уничтожать эти кристаллы, уподобляясь ребенку, стреляющему из рогатки по бесполезным с его точки зрения стеклянным фонарикам столбов линии электропередач.

Мысль современного человека вполне способна разобраться в любом явлении, если он потратит на это немного времени и труда. И второе, что меня беспокоит после неприкрытой лжи в некоторых действиях сильных мира сего — это шаблонное мышление дорогого массового желе, заполняющего пространство нашей жизни и решающего, какой ей быть. Именно в их головах зреет вся бытовая фантастика отношения к героям истории прошлого и настоящего. Именно они дают зеленый свет всему тому абсурду, который при минимальной честности был бы просто невозможен в нашем мире. Именно они, сидя на своей любимой самодельной табуретке, презрительно критикуют целые галактики светящейся энергии, нечеловеческими усилиями сохраняемые немногими для многих.

Я тоже пристрастна. И это неправильно. Нужно спокойно и взвешенно сказать, что беззаконие, которое творится сейчас вокруг истинного патриота, созидающего вместе с другими героями ковчег Культуры, обернется большой бедой для многих, пока еще ничего не подозревающих людей. Уже сейчас мы начинаем видеть, как проигрывают незыблемые материальные ценности перед такими эфемерными и такими неожиданно сильными актами красоты. Уже сейчас мы готовы признать, что деньги, власть, жестокость и ложь не всегда оказываются всесильными и безнаказанными. Но не все из нас могут увидеть ценность нарождения новых людей, новой совести, нового мышления. И не все могут сказать: руки прочь от Культуры и ее рыцарей! Надеюсь, что я не вхожу в их число.

Руки прочь от Культуры и ее Рыцарей!


Н.К. Рерих «Мадонна Защитница» 1933
Н.К. Рерих «Мадонна Защитница» 1933

Елена Егорова. Независимый исследователь философии космизма, Е.П. Блаватской и семьи Рерихов, общественный деятель, музыкант, член Вятского Культурного центра «Восток-Запад», блоггер.

_________________________

Все ссылки на необходимые материалы взяты из блога Георгия Ясько
yasko
Для тех, кто хочет ознакомиться с ситуацией более подробно, в постах есть все разветвленные ссылки.

«Не глумитесь над меценатством. Александр Стеценко. О Борисе Булочнике. Председателе Мастер-Банка».

«Как Борис Булочник и Мастер-Банк помогли создать и сохранить общественный Музей имени Н.К. Рериха».

«Борис Булочник: «Мастер-Банк» и Знамя Мира ».

«Обращение конференции в защиту мецената Международного Центра Рерихов».

«Председателю Центробанка РФ Эльвире Сахипзадовне Набиуллиной. О Мастер-Банке».

«Мастер-банк закрыли за то, что делают и другие банки. За что Банку Москвы дали 14 млдр. $ помощи».


Tags: Защита Культуры, МЦР, Мастер-банк, Рерихи
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments